Михаэль Тонет (1796-1871)

"Стиль Тонета"

Михаэль Тонет, австрийский мастер-мебельщик, открыл в 1819 году мебельную мастерскую в Боппарде на Рейне. Он делал много красивой мебели, стилизуя ее под рококо, Чиппендейла и Шератона. Но производство традиционной мебели его не удовлетворяло - Тонет был изобретателем. И он мечтал создать свою мебель, найти "стиль Тонета". Он хотел, чтобы эта мебель была конструктивно проста, а формы ее чисты, чтобы она была легкой, но прочной, уютной и компактной. Тонет приступил к экспериментам. Он клеил и гнул деревянные детали, подвергал их предельным деформациям, изучая возможности материала. В результате многочисленных опытов Тонетом был разработан промышленный метод гнутья. Этим методом можно было создавать кресла и стулья из многослойных гнутых полос, отказавшись от традиционного крепления элементов и уменьшив количество деталей. Новая технология позволила открыть следующий этап формообразования мебели. Тонет получил патент на свое изобретение со следующей формулировкой: "выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых". Патент Тонет получил в Вене, и отныне стулья, изготовленные по его технологии, стали называться "венскими".
Тонет спроектировал около 20 базовых стульев (для каждого предусматривалось 8-10 исполнений из различных пород дерева с разной отделкой).
Стержнем всей этой гаммы стала "Модель 14" - самый лаконичный, изящный, графичный вариант венского стула. Он состоял всего из 6 частей. Трехмерное гнутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением. Сечение деталей было сведено до минимума. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей, но стабильной. Этот стул приобрел одно волшебное свойство - когда на него садился человек, стул "исчезал", о его существовании говорила только поза сидящего. В результате венский стул мог вписаться в любой интерьер.
До конца XIX века было произведено 50 миллионов дешевых и практичных стульев. На них сидели в Европе и в Америке, их узнала и Россия. В начале XX века каталоги фирмы Тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год. Объяснение этого феномена точно сформулировал известный архитектор Ле Корбюзье: “До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме, столь качественного по разработке и столь целесообразного по конструкции”. И по сей день дизайнеры представляют венский стул как пример оптимального сочетания между формой и технологией.
#GALLERY#
Поделиться:
Лучшие акции и предложения
для наших подписчиков
Некорректный e-mail
Политика конфиденциальности
Условия публичной оферты