Андре-Шарль Буль (1642-1732)

Классицизм Андре-Шарля Буля

История никогда не благоволила мастерам прикладного искусства. В лучшем случае, до нас доходят их имена и отдельные вехи биографии, и  Андре-Шарль Буль, являясь одним из самых знаменитых мебельщиков Франции, не исключение. Но в отличие от других мастеров, само его имя стало нарицательным, а «мебель в стиле Буль» продается в самых фешенебельных магазинах мира.
Андре-Шарль Буль был потомственным мебельщиком. Сначала он перенимал опыт отца, а затем отправился во Фландрию, где на протяжении трех лет учился у мастеров мебельного дела, живописи, рисунка и граверного искусства. Возможно, Андре так и остался бы очередным талантливым, но малоизвестным мастером по изготовлению мебели, но судьба распорядилась иначе: Буля представили Людовику XIV и назначили королевским мастером по эбеновому дереву.
Особое место Андре-Шарля Буля в истории мебели обусловлено тем, что он оказался одним из первых, кто отбросил ряд принципов царившего в Европе итальянского барокко и обратился к новой парадигме – классицизму. 
Во-первых, его корпусная мебель, прежде всего шкафы, обычно лишена архитектонических элементов:  боковых несущих опор, роль которых выполняют торцы боковых стенок, и горизонтальных несомых (нижней и верхней стенок). Это достигается за счет применения накладных дверей, которые, кстати, до Буля в мебельном деле не использовались. В результате корпусная мебель, изготовленная в королевской мануфактуре, почти всегда имела простую прямоугольную форму. 

Во-вторых, Буль не боялся оставлять фасады мебели плоскими, что для мебельщиков того времени было нехарактерно. Дело в том, что в барокко (да, в общем, и до барокко) художественная ценность вещи была неразрывно связана с работой над ней. Простая гладкая поверхность, без резьбы, накладных деталей или облицовки, воспринималась как необработанная и была недопустима. Только в эпоху Классицизма положение меняется, и плоскость становится самостоятельным средством художественной выразительности. Конечно, на такой радикализм Буль пойти просто не мог, ведь он изготавливал мебель для короля, и его мебель по определению должна быть роскошной. По этой причине в ней остается много барочных элементов, выражаемых в обильной и сложной декоративной отделке поверхностей изделий. Но – Андре-Шарль Буль впервые делает ее абсолютно плоской и нарушает общую поверхность фасадов только небольшими вставками из латуни (обычно это рельефные фигурки или головы мифологических персонажей, а также узкий латунный профиль обрамлений на створках). Для его времени это было весьма смелое решение. Узоры, используемые Булем, тоже нетипичны. Очевидно, трехлетние обучение у фламандских мастеров не пошло зря – в декоре мебели преобладали натуралистично изображенные цветочные натюрморты, чаще всего - вазы с тюльпанами, розами и жасмином. В декорировании мебели Буль также широко использовал технику пике. Для этого в просверленные отверстия вертикально вставляли отрезки нагретой золотой или серебряной проволоки, после чего излишки спиливали, а поверхность полировали. Получался кружевной узор из  золотых точек. В качестве завершающего штриха мебель обычно украшали рельефными накладками из позолоченной и гравированной бронзы (ormolu). Это делалось не только для красоты, но и для защиты уязвимых частей мебели (замков, краев, ножек) от механических повреждений. Такие бронзовые накладки – тоже нововведение Буля. 

Особенностью стиля мастера стала искусная инкрустация в технике «маркетри», получившая в его работах невиданное ранее разнообразие. В своих работах Буль изящно сочетал разные сорта дерева, в том числе экзотические индийские и южноамериканские породы, панцирь черепахи, слоновую кость, перламутр, латунь, серебро, бронзу и другие материалы.

И, наконец, в-третьих, Андре-Шарль Буль был одним из первых, кто не просто делал мебель – а меблировал комнату. Он привязывал каждое изделие к конкретному  интерьеру, и свободно менял конструктивные особенности мебели, чтобы она смотрелась гармонично. 

Мебель в стиле Буль, это целое целое явление в прикладном искусстве или, если угодно, самый настоящий бренд, под которым продавались самые дорогие, эксклюзивные предметы мебели и интерьера. 

#GALLERY#


Поделиться:
Лучшие акции и предложения
для наших подписчиков
Некорректный e-mail
Политика конфиденциальности
Условия публичной оферты